На благодатной новоселовской земле, северо-западе правобережья Енисея, занимая 18 км песчаных почв, расположился уникальный сосновый бор (5849 га), протянувшись от берега Красноярского водохранилища севернее села Анаш, на восток до залива Кома. Анашенский бор, омываемый морем, где запросто можно увидеть грациозную косулю, не спеша пересекающую трассу, - чудо природы.
Очертаниями Анашенский бор напоминает кита, уткнувшегося носом почти в самую кромку Красноярского водохранилища как раз напротив районного центра Новоселово. По одной легенде Солнце сжалилось над огромным китом, который любуясь на вечерний закат не заметил как ушел Океан, и укрыло его светящимися соснами, чтобы защитить от своих палящих лучей.
Анашенский бор - загадка для биологов. Специалисты не могут объяснить, почему он вытянут узкой лентой длиной восемнадцать километров по направлению преобладающих ветров - с запада на восток. В районе в основном смешанные леса, а здесь - темнохвойные. Сосны - все одна к одной, ровные и стройные. Корневая система их не якорного типа, как у всех сосняков нашей страны, а поверхностная, хотя здесь нет скального грунта, подстилающего верхние слои почвы и мешающего росту стержневого корня.
Как свидетельствуют исторические документы, в конце позапрошлого века в Анашенском бору древостои были расстроены хищническими рубками и пожарами, в результате чего на большой площади произошла смена хвойных пород лиственными. Чтобы сохранить это удивительное творение природы, в 1907 году Анашенский бор был объявлен заказником, а в 1987 присвоили статус памятника природы, бор стал охраняемой территорией, где охота, рубка леса запрещены. В глубине бора растут молодые сосенки, посаженные почти четверть века назад - забота людей, оберегающих природное достояние человечества.
Живописный бор у самого берега Красноярского моря - излюбленное место отдыха. Ароматный воздух, чистый песок, необычные сосны с желтой корой, отсутствие комаров и мошки - здесь нисходит умиротворение и возникают только светлые мысли.
Привлекательные для туристов ландшафты Анашенского бора заметны издали: через ручей проложен мостик, на крохотной полянке сооружена беседка, отведено место для костра - хоть сейчас заваривай чай или садись за столик. Построены передвижные домики отдыха, которые с наступлением лета ставят на живописной опушке, есть автостоянки, спортплощадки, отведены места для бытовых отходов.
Древние наскальные изображения, выбитые на гладкой поверхности скал, издавна интересовали местное население и ученых. Первым, кто проявил к ней ученый интерес был Петр I. Под его покровительством были открыты этнографическиеписаницы (XVII-XX вв.) на утесах Енисея экспедициями Д.Г. Мессершмидта, И.Г. Гмелина, П.С. Палласа (XVIII в.). Люди железного века, охотники на чудовищных мамонтов и сибирских носорогов, оставили на скалах замечательные произведения творчества, окаменелый своеобразный эпос, застывшие на тысячелетия в рисунках сказания из своей жизни.
Так, в 1722 году обнаружена «Новоселовская» писаница, или «Городовая стена», Даниилом Готлибом Мессершмидтом (1685-1735), исследователем петровского двора, во время семилетней экспедиции по Сибири. Но ученым того времени не покорились тайны писаницы, хотя их труд получил широкую известность в России и за ее пределами. Еще не раз приступали ученые к раскрытию художественной тайны скал, делая зарисовки и описание расположенных рисунков. «Новоселовская» писаница была скопирована в 1847 году М.Л. Кастреном, в 1883 году исследована М.Н. Мартьяновым. Новый этап исследований археологического памятника был связан со строительством Красноярского водохранилища и необходимостью спасения наскальных рисунков в его зоне. Разрушению подвергались наиболее крупные и изученные писаницы по Енисею. На них были возобновлены работы под руководством Я.А. Шера: копированы тысячи рисунков, сделано много фотографий, применено несколько новых способов изготовления копий на кальку, полиэтиленовую пленку, с применением полимеризационных пластиков. К сожалению, при этой работе не было в должной мере использовано исследование предшественника А.В. Адрианова, его описания писаниц и копии. Они не сопоставлены с новыми материалами и не всегда ясно, какие рисунки открыты заново, а какие перекопировались, тем более что описания местонахождений писаниц, где производили работы А.В. Адрианов и Я.А. Шер, совпадают лишь приблизительно.
Место положения археологического памятника «Новоселовская» писаница - прибрежный утес Городовая стена на правом берегу Енисея, напротив села Новоселово Красноярского края. Рисунок относится к железному веку и представляет собой изображение красной охрой фигур людей и животных, колчана со стрелами, тамговидных знаков.
В 201 году до нашей эры скифская цивилизация пала под нашествием хуннских племен. Придя в Хакасско-Минусинскую котловину, племя гяньгуней приумножило народный состав местного тагарского населения (динлины), в результате чего образовалась новая культура, которая получила название таштыкской (по раскопкам могильника на реке Таштык возле села Батени на Енисее). Археологическая культура железного века Южной Сибири (I в. до н.э.- V в. н.э.) богато представлена в Новоселовском районе Красноярского края. Стоянка древнего человека недалеко от села Куртак помогает теоретически восстановить жизнь людей могучей таштыкской культуры на последней стадии распада первобытнообщинных отношений.
Древний человек таштыкской культуры постоянно менял место стоянки в поисках топлива, поэтому основным жилищем стала кибитка на колесах, значительно лучше защищающая от ветра и мороза, чем промерзающие стены земляного или каменного дома, к тому же шатер удобен для срочной эвакуации имущества в случае набега.
При раскопках палеолитической стоянки были обнаружены наконечники дротиков и копий, каменные орудия. Многодневные хозяйственные и особенно военные походы играли большую роль в экономике таштыкцев в условиях возникновения системы приобретения путем систематического захвата запасов у соседей. Война была опасным, но доходным промыслом. Именно от таштыкских набегов китайцы построили знаменитую Великую Китайскую Стену. Подобно многим народам, таштыкцы прошли этап захватнической войны, вскоре сделав основным источником доходов обложение покоренных народов и племен данью.
Возле Куртака археологи нашли кости северного оленя, сибирского горного козла, бизона, саблезубого тигра и шерстистого носорога. Люди железного века - охотники на чудовищных мамонтов и сибирских носорогов. Основу хозяйства в таштыкскую эпоху составляло полукочевое скотоводство, разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, коз и верблюдов. Олень становится верховым животным. Особым вниманием пользовалось коневодство, поскольку конь для кочевников всегда был основой бытия, о чем свидетельствуют предметы из погребений таштыкской культуры и многочисленные наскальные росписи, например, Новоселовская писаница.
Любопытно, что значительное распространение в таштыкскую эпоху получило разведение кур. Куриные яйца клали в могилы с погребенными. Найдены и специальные булавки с головками, на концах которых помещены объемные или плоские изображения петуха.
Развитие земледелия в таштыкскую эпоху тесно связано с широким применением железа, появляются железные проушные топоры, железные наконечники мотыг для обработки земли и серпы, наряду со значительно усовершенствованной мотыгой, служившей для взрыхления земли, применялись также сохи, в которые впрягались животные.
На юге Красноярского края множество скальных пород по берегам рек, озёр, на вершинах и склонах возвышенностей, удобных для нанесения рисунков. Утёсы с рисунками местное население назвало «писанными горами», а отдельные расписанные карнизы - «писанцами», или «писаницами».
Мировое знакомство с сибирскими писаницами началось с экспедиций Д.Г. Мессершмидта, И.Г. Гмелина, П.С. Палласа (XVIII в.), когда были открыты 6 писаниц на утёсах Енисея, в том числе писаница «Маяк», отметившая гору Маяк на левом берегу Красноярского водохранилища.
В технике набивки и гравировки изображен всадник, стреляющий из лука и преследующий животное, две фигуры животных и два тамговидных знака. Рисунки «Маяка» ученые относят к железному веку и среденевековью.
Интуитивно археологи рассуждали о том, что скрывается за рисунками: магические фигуры, наносившиеся с религиозными целями, передача потомкам важнейших событий из жизни поколения или графическое выражение религиозного языка. Разная трактовка сюжетов в определённой степени объяснялась противоречивыми мнениями относительно того, рассматривать фигуры на писаницах как древние рисунки или как этапы письма.
Возможно, древний мастер запечатлел таштыкские мифы и эпические предания, в которых героем выступает всадник на волшебном коне, вступающий в единоборство с многочисленными врагами и побеждает их, благодаря покровительству медведицы. Этот мотив встречается на многих археологических памятниках Минусинской котловины, например, на деревянных планках в таштыкском склепе у горы Тепсей.
Наряду с батальными сценами, изображения бегущих животных также говорит о многом. Возможно, это дикие животные, которые являются добычей на охоте, известно также, что полукочевое скотоводство - основа деятельности древнего человека железного века и средневековья.
Новоселовский район Красноярского края щедр на остатки древней истории, большую часть которой представляют наскальные рисунки - писаницы. Древние изображения являются памятниками духовной культуры, которым поклонялись на протяжении продолжительного исторического времени. Культ писаниц является одним из самых распространенных среди народов Сибири и известен еще с каменного века. С ним связаны охотничье-промысловая магия, магия воспроизводства и парциальная.
В 6 км от поселка Толстый мыс на горе Обрыв (высота 50 м) обнаружена писаница эпохи энеолита (IV-III век до н.э.). Открытие совершил Н.В. Леонтьев, археолог Минусинского музея. Это 6 рисунков на 5 плоскостях в технике выбивки: лошади, быки, тамговидные знаки.
В 4 км к югу от поселка Толстый мыс расположена стоянка неолита на берегу озера Толстый мыс. Найдены фрагменты наконечников стрел, скребки, ретушированные отщепы.
Сегодня петроглифы, находящиеся в Красноярском крае, серьезно изучаются, многие из них, в том числе и писаница «Толстый мыс», уже являются местом паломничества туристов, удивительным музеем под открытым небом.