Один за другим в XVIII веке возводились огромные, изукрашенные кирпичной «резьбой» сооружения, заменявшие деревянные храмы. Первым каменным храмом Приенисейского края стал Богоявленский собор. По-прежнему царит над городом огромный, квадратный в основании, восьмигранный столп колокольни Богоявленского собора, когда-то главного собора Енисейска, построенного в 1712 году, присланным из Тобольска зодчим Федотом Чайкой. Колокол для церкви привезли в 1903 году из Центральной России, и тысячная толпа енисейцев на веревках затаскивала его на колокольню через специально оставленный проем.
Любопытно, что мастер из Тобольска приехал в Енисейск с целью строить каменный гостиный двор. Приездом опытного зодчего немедленно воспользовалось енисейско духовенство, по инициативе которого прихожане Введенской церкви обратились в Тобольск за разрешением выстроить на «соборные мирские деньги» каменный Богоявленский собор. Артель Чайки выстроила русскую трапезную церковь на подклете с продольно-осевой композиционной структурой построения. Самыми распространенными в сибирском зодчестве XVIII века были храмы типа «восьмерик на четверике» - восьмигранник на четырехугольнике. С востока на запад на территории собора располагались: сам восьмигранный храм, трапезная с приделом и высокая ярусная колокольня. Храм завершался вспученной с заломом у основания кровлей и увенчивался главкой на барабане. Архитектура этого здания нашла отражение в композициях Воскресенской церкви и Спасского собора Енисейского мужского монастыря.
Пожаром была уничтожена первая каменная церковь Енисейска. С южной стороны сгоревшего собора «во имя введения во храм пресвятой Богородицы» заложен теплый храм, в 1740 году пристроен теплый придел, главный храм второго Богоявленского собора построен под руководством московских дворян Семена и Епифана Надеиных около 1750 года.
При возведении новых церквей енисейские зодчие следовали принципу панорамного построения композиции главных доминант города, благодаря чему мы имеем возможность любоваться с водной глади Енисея на четыре величавых каменных городских храма - Преображенская, Воскресенская, Христорождественская церкви и Богоявленский собор, поставленные в один ряд вдоль енисейского берега.
В настоящем время церковь находится в очень поврежеденном состоянии
Адрес: г. Енисейск, Пожарный переулок 1
Вторая старейшая из сохранившихся культовых построек Енисейска - каменная церковь Воскресения представляет собой образец культовой русской архитектуры второй четверти XVIII века. Завершающее с востока панораму исторического центра Енисейска храмовое сооружение является на сегодня действующей церковью.
Приходская церковь Воскресения заложена в 1736 году и построена в 1750 году, почти одновременно со вторым Богоявленским собором, колокольня церкви выстроена в 60-х годах XVIII века. Известный енисейский купец Иван Щукин стал церковным строителем. В это время в Енисейске развернулось масштабное каменное строительство, енисейских мастеровых не хватало, о чем свидетельствует прибытие из уральского Далматова монастыря зодчего Акинфия Стахеева.
Церковь Воскресения - бесстолпный храм с трехчастной продольно-осевой композицией построения масс: вдоль оси восток-запад последовательно располагались собственно храм с полукруглой алтарной апсидой, трапезная с двумя приделами и ярусная колокольня.
Основной объем сохранившейся части здания Воскресенской церкви представляет собой традиционный массивный восьмерик на двусветном четверике, перекрытый сомкнутым восьмигранным сводом, ранее завершавшимся глухим барабаном с маленькой главкой. Церковь является одним из ранних произведений енисейской школы «сибирского» барокко.
Яркий жизнерадостный облик зданию Воскресенской церкви придают многорядные ленты кирпичного орнамента, создающие впечатление сплошной декоративной резьбы.
Адрес: г. Енисейск, Ленина, 104
Малоизвестный архивный документ, датированный 1773 годом, представляет собой описание и проектный план Енисейска, в котором размещалось 6 каменных храмов и 814 обывательских деревянных дворов. При начавшемся в XVIII веке переходе к регулярной планировке города, когда вокруг церквей стали формироваться новые площади, новый стиль оформления храмовых построек становился актуальным.
Наиболее выдающимся произведением этого периода стала Троицкая церковь, которая представляла собой вариацию на тему орнаментальных мотивов Крестовоздвиженской церкви (1794 год) - наивысшего достижения иркутских мастеров.
На территории церкви находится захоронение декабриста А.И.Якубовича (1845 год), умершего во время пересылки в енисейской больнице.
К сожалению, этот исторический памятник дошел до нас со значительными разрушениями, остатки церкви законсервированы, от них удалено движение крупного транспорта. В настоящее время идут реставрационные работы.
Адрес: г.Енисейск, ул. Перенсона, 34
В последнем десятилетии XVIII-начале XIX веков галерея прекрасных каменных сооружений под открытым небом, Енисейск, пережив забытье и тяжелые экономические последствия проведения Московскосибирского тракта через Красноярск, пополняется новым храмом. Успенская четырехпрестольная церковь (с 1793 года) увенчала подъем от Спасского монастыря, расположившись на самой высокой точке исторической части Енисейска. Прилежащая застройка вокруг Успенского собора практически не изменилась, доминируют одноэтажные деревянные дома.
Изумительная композиция храмового венчания восходит к образу тобольской Захарьевской церкви. Уникальность Успенского кафедрального собора в его объемно-пространственном решении. Пройдя по чугунным плитам с нарядным крупным рисунком начала XIX века на первом этаже, можно подняться в верхний южный холодный храм Петра и Павла или северный - Александра Невского. В соборе сохранены старый интерьер и иконостасы, как в церкви, так и в приделах.
Как и все культовые строения Енисейска, церковь Успения построена на средства горожан или иногородних купцов.
С момента появления церковь не прекращала работать и не была разрушена, в 1990 году стала Успенским кафедральным собором.
Адрес: г.Енисейск, ул.Рабоче-Крестьянская, 116
Церковь Преображения построена в заключительный период развития храмового строительства Енисейска на рубеже 70-80 годов ХVIII века. Каждый гость города на Енисее непременно должен увидеть необычайно живописную панораму главного речного фасада Енисейска, где вдоль береговой линии в окружении Богоявленского собора и церкви Воскресения стоит Преображенский собор.
Во время большого пожара 19 сентября 1703 года в Енисейске сгорели несколько десятков домов, деревянная Богоявленская церковь 1690 года, а вместе с ними гостиный двор. Для строительства нового, уже каменного, гостинного двора в Енисейск был приглашен опытный строитель Федот Меркурьев Чайка из Тобольска. По просьбе прихожан соборной Введенской церкви вместо гостиного двора, начав возводить Богоявленский каменный собор и закончив в 1712 году, в 1752 году знаменитый мастер с учениками построил-таки гостиный двор за 5 лет. Одновременно с долгожданным мирским зданием на средства местных купцов Самойловых и иногородних сооружалась Преображенская церковь, по местоположению рядом с гостиным двором получившая второе название - Гостинодворская. Два придела церкви преображения были построены позднее.
Своеобразие верхнего храма двухэтажной Преображенской церкви (1779-1802 годы) связано с использованием в качестве основного мотива оформления фасадов картушей - нарядных орнаментальных узоров, исполненных кирпичными валиками. По разнообразию и характеру они сходны с тотемскими «клеймами», но в отличие от них выполняют функцию обрамления дверных порталов и оконных амбразур. Появление картушей в сочетании со сложным характером храмовых венчаний позволяет говорить о сложении местного варианта культового здания в рамках «сибирского барокко» ХVIII века, новым источником идей становится европезированное барокко и ее тобольского варианта. Ярким представителем этого стиля и является Преображенская церковь Енисейска.
Вниз по Енисею от Красноярска на 223 километра, глыбы Енисейского кряжа перерезают долину полноводного Енисея, образуя непредсказуемый и фантастично живописный Казачинский порог. На протяжении 7 километров скальные выступы, каменистые гряды и россыпи рудного великана-кряжа создают картины, поражающие красотой и вдохновляющие на творческие и судоходные подвиги.
Зарождаясь у Каменного мыса, водный поток проходит Верхний Порожинский перекат, Верхний и Нижний сливы, Нижний Порожинский перекат. Под Нижним сливом порога сложен скальными породами изумительный остров Островки. В пределах Казачинского порога в Енисей впадают река Шилка (правый приток) и река Караульная (левый приток).
Сложно выразить словами характер Казачинского порога, гениальный красноярец Виктор Петрович Астафьев с преданной любовью и истинным знанием родной глубинки так описывает суровый нрав этого явления в «Царь-рыбе»: «Шумит порог, оглаживая, обтекая гряды камней, кружатся потоки меж валунов, свиваются в узлы, но не грозно, не боязно шумит. И судно за судном, покачиваясь, мчатся вдаль. Вот из-за поворота выскочила куцезадая самоходка, ворвалась в пороги, шурует вольно, удало, не отработав по отбою к правому берегу, от последней в пороге гряды, где крайней лежит, наподобие бегемота, гладкая, лоснящаяся глыбища и вода круто вздыбленным валом валится на нее, рушится обвально, кипит за нею, клокочет, сбитая с борозды. Порог, и выровненный, чуть обузданный, никому с собою баловаться не позволит».
Волны высотой до 2 метров, пенящиеся у скал будто призывают сразиться с неодолимой силищей. В сливах русло сужается с 650 метров до 350 метров (судовой ход до 70 м), вода падает 1м/км (общее падение 3,8 м), разгоняясь до 18 км/ч. Средняя глубина судового хода составляет 3-4 метра, наименьшая глубина в конце участка 2,8 метра. Опасность для судоходства великая: подводные камни и выступы дна, большие скорости, затяжные и свальные течения, буруны.
Проводка судов против течения осуществляется единственным в России специальным буксирным туером, продвигающимся путем подтягивания троса, проложенного по дну реки (ранее «Ангара», ныне дизель-электроход «Енисей»).
В районе порога находятся многочисленные археологические памятники эпох мезолита, неолита, бронзового века.
Монастырское озеро - старица лесной реки с тувинским названием Кемь (левый приток Енисея).
Уютное озеро длиной 300 метров, шириной 50 метров в красивейшем лесу располагает к успокоению и отдыху не только тела, но и души. Предание гласит, что некогда на его берегах поселились два брата инока, образовавшие монастырь в 1642 году. В 20-х годах ХХ века скит закрыли, и до 1923 года действовала община по типу сельхозартели, люди пытались любыми путями сохранить святое братство. Во время красного террора всех монахов убили и сбросили в озеро. После их смерти, несмотря на морозы, несколько лет озеро не замерзало. Рассказы старожилов подтверждают документы, хранящиеся в краевой научной библиотеке: массовые расстрелы происходили в 1937-1938 годах - прямо на территории монастыря, а сама обитель была разрушена и разграблена, в ней размещались склады и прочие хозяйственные службы.
В наши дни церковь чтит память святых енисейских мучеников. Число и имена принявших смерть за Христа неизвестны, но на берегу озера сооружена красивая деревянная храм-часовня с колоколами в память об убиенных. Здесь совершаются молебны, панихиды, таинство крещения. С севера сосновым бором, будто стеной, а с запада - мелколесьем и болотом, защищается печальное озеро от жестокого мира.
Часто к Монастырскому озеру добираются паломники. Благо северный берег озера открытый, имеющий удобные подходы и подъезды.
Считается, что купание в озере обладает целебной силой, а грязи используют для лечения некоторых болезней, но специальных исследований не проводилось. Воды Монастырского озера полны рыбы, водится редкий золотистый карась.
От лихого казацкого слова «плотбище» - пристань для лодок - произошло название села Плотбище и близ него озера Плотбищенского, что в 400 метрах от реки Кемь, левого притока Енисея, в 70 кимилометрах от Енисейска по грунтовой дороге.
На север от озера, где рельеф озерной долины выше, преобладает сосна, летом ликует разнотравье и многоцветье. С этой стороны берег озера открытый, есть удобные подходы, многочисленны песчаные пляжи, бьют родники. Западный берег озера заболочен и залесен.
Слабоминерализованная (300 мг/л) вода Плотбищенского озера является обычной для подобных водоемов, ценны озерные отложения. Грязь здесь серого, темно-серого цвета различных оттенков, с желтыми вкраплениями, в свежем виде пахнет сероводородом, запасы 14 тысяч куб. м.
О целительной силе Плотбищенского озера известно с 1865 года. С помощью его грязей успешно лечились различные кожные болезни, язвы, раны, ушибы, ревматизм. С отличными результатами применялись грязи в больницах Енисейска. В 1910 году учеными-химиками Баландиными была опубликована брошюра о Плотбищенском озере. Пятьдесят литров озерной воды Вера Арсеньевна Баландина увезла на экспертизу в Петроград и получила ответ, что вода и ил со дна озера имеют хорошие лечебные свойства. Исследования грязей 1962 года показали, что в них помимо обычных минеральных и органических вещества, характерных для большинства озер, есть микроэлементы железо, марганец, титан, барий, фосфор, цинк, бор, которые и дают заметный лечебный эффект.
Убаюкивает сибирская сосна, гладь озера успокаивает, лишь иногда таинственным звуком из озерной воды на поверхность выходят пузырьки метана.
Красивейшее архитектурное сооружение двухэтажной церкви девичьего Иверского (Христорождественского) монастыря XIX века было жизненным оплотом православия Приенисейкого региона. В наши дни сохраненные, претерпевшие сильнейшие изменения здания церкви и монастырского корпуса Свято-Иверского женского монастыря обретают новую жизнь.
С историей монастыря связано имя особо почитаемого святого Енисейского благочиния - праведника Даниила Ачинского. Отшельник и врачеватель, участник военных действий 1812 года, умер в одной из его келий 28 апреля 1843 года, а над его могилой на территории монастыря возведена каменная часовня «во имя преподобного Даниила Столпника» (1892 год), разрушенная в 30-е годы ХХ века. Водою, пропущенную сквозь песок с могилки старца, лечили больных иверские послушницы.
Первоначальное название монастыря, Христорождественский, пошло от деревянной церкви. Основанный по указу государя Михаила Федоровича в 1623 году приказными людьми боярина И.С.Куракина и первой настоятельницей игуменьей Параскевой Салтыковой, Христорождественский монастырь сгинул в пожаре 1869 года. Через 2 года построена каменная церковь в честь иконы Божьей матери «Иверская», а монастырь стал Иверским. Монашенки проводили дни в неустанных молитвах, за шитьем в рукодельной мастерской, за партой в духовном училище для девиц. Монастырь закрыт в 1920 году.
Енисейский Свято-Спасский мужской монастырь, пристанище увечных престарелых служивых людей и представителей других сословий, возникший в 1642 году при воеводе Иосифе Аничкове на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова (1592 год), возвышался на красном месте посреди болот. Во владениях монастыря были вотчины, солеваренный завод, мельницы, всесловное духовное училище. Строил монастырь «черный поп», монах Феодосий. Летопись монастыря велась с 1804 года, библиотека насчитывала 300 книг. В 1920-х Спасский мужской монастырь закрылся и подвергся разграблению, в 1937-1938 годах на его территории происходили массовые расстрелы. Только в конце ХХ века, в 1990 году, здесь вновь затеплилась жизнь.
Свято-Спасский монастырь хранит много тайн. Одна из них связана с озером близ Енисейска, прозванным в народе Монастырским по некогда существующему на его берегах скиту, приписанному к Свято-Спасскому монастырю. Следы келий и построек сохранились до наших дней. Более 100 монахов сгинули на дне озера от рук представителей советской власти в кровавые годы, после чего озеро не замерзало несколько лет.